21 января 2020 года в Самарской Губернской Думе под председательством Т.Е. Бодровой состоялось заседание комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке
21 января 2020 года в Самарской Губернской Думе под председательством Т.Е. Бодровой состоялось заседание комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке.

От Самарской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ в заседании приняла участие А.В.Гудкова, председатель.

Участники заседания рассмотрели 6 вопросов.
Руководитель управления профессионального образования и науки министерства образования и науки Самарской области А.Н. Мочалов довел до сведения депутатов информацию о порядке установления и распределения контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований бюджетов разных уровней, приеме на целевое обучение в пределах установленных контрольных цифр приема на обучение.

Согласно приведенным данным, контрольные цифры приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - КЦП) устанавливаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации с учетом предложений профильных министерств и ведомств субъектов РФ. Далее утвержденный федеральным Минобром объем КЦП выставляется на конкурс, в котором участвуют вузы.
КЦП за счет средств областного бюджета по программам среднего профессионального и высшего образования устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области. Региональное министерство образования и науки после согласования с Советом по профессиональным квалификациям в Самарской области утверждает общие объемы и структуру КЦА с учетом прогноза кадровых потребностей экономики региона.
В настоящее время утвержден Прогноз кадровых потребностей экономики Самарской области на период к 2021 и до 2024 года.
КЦП распределяются путем проведения публичного конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан.
В соответствии с федеральным законодательством гражданин, поступающий на обучение либо обучающийся по программам СПО или высшего образования вправе заключить договор о целевом обучении.
Министерство образования и науки Самарской области в соответствии с полномочиями осуществляет целевой прием в рамках КЦП совместно с Самарским государственным социально-педагогическим университетом по педагогическим специальностям.
Между областным Минобром и СГСПУ заключено соглашение о направлении выпускников образовательных учреждений области для обучения по целевому направлению министерства. Утвержден объем целевого приема 2019 года в СГСПУ в количестве 70 выпускников образовательных учреждений Самарской области.
Выделенное количество мест целевого приема распределено между муниципалитетами в соответствии с имеющимися вакансиями и прогнозируемой потребностью в педагогических кадрах на местах.
В прошлом году университет выделил министерству 70 целевых мест, поступило 55 выпускников из Самарской области – 73% от предоставленных целевых направлений, и 4 целевика из г.Бугуруслан и Республики Татарстан.
Из 55 поступивших региональных целевиков – 38 выпускников сельских образовательных организаций, 17- городских.
Г.Р. Хасаев поинтересовался причиной недобора на целевые места.
Обучение по целевому направлению предполагает дальнейшее трудоустройство выпускника в образовательное учреждение, которое его направило. По словам А.Н. Мочалова, вузы готовы принимать и обучать выпускников-целевиков, вопрос в привлекательности целевых мест.
С 2019 года утверждена новая форма договора о целевом обучении, в котором определена ответственность сторон в соответствии с требованиями законодательства.
Депутат А.В. Милеев в очередной раз поднял проблематику необходимости выделения средств из областного бюджета для целевого набора по профессиям – педагог начальных классов и преподаватель русского языка и литературы.
«Учитывая то, что вопрос нехватки педагогических кадров в Самарской области, особенно в г.о. Самара и г.о. Тольятти, стоит достаточно остро, комитет решил принять представленную информацию за основу, изучить проблематику со всех сторон с привлечением широкого круга общественности и найти варианты обеспечения образовательных организаций нашего региона педагогами» – подвела итог обсуждению председатель комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Т.Е. Бодрова.
Члены профильного комитета обсудили и рекомендовали Думе принять Закон Самарской области «О внесении изменения в статью 9 Закона Самарской области «Об образовании в Самарской области», разработанный в целях приведения терминологии в соответствие с федеральным законодательством об уточнении полномочий органа исполнительной власти Самарской области, уполномоченного региональным Правительством, по обеспечению образовательных организаций учебниками.
Поддержку областных депутатов получили два федеральных законопроекта:
• проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих». (С момента внедрения профстандартов в РФ сложилась ситуация, при которой не все профессии рабочих и должности служащих требуют установления разрядов, классов, категорий в соответствии с квалификационными требованиями. В настоящее время более 70 профессий рабочих не имеют разрядов, около 8 должностей служащих не имеют классов или категорий. Законопроектом устанавливается, что документ о квалификации подтверждает получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
• проект федерального закона «О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации (в части изменения предельного возраста для должности ректора, проректора, руководителя филиала в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования)». (Законопроектом предлагается повысить предельный возраст для замещения должностей ректоров, проректоров, руководителей филиалов государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования с 65 до 70 лет без возможности продления срока пребывания в указанных должностях).
Также был утвержден отчет о работе профильного комитета за прошлый год и рассмотрен наградной вопрос.