Новости

Учитель биологии лицея "Престиж" о своем участии в телепроекте "Классная тема"

Станислава Яницкая: "Самое сложное - это упростить"
Учитель биологии лицея "Престиж" о своем участии в телепроекте "Классная тема"

Мечта - стать педагогом
Я всегда, с самого детства хо­тела быть педагогом, другие ва­рианты даже не рассматрива­ла. Если я в чем-то разобралась и что-то поняла, мне необходи­мо поделиться этим с другими. Еще я очень люблю упрощать сложное: мне хочется показать, что многое вполне доступно для понимания. Профессия педаго­га как раз способствует реализа­ции этих потребностей.
В школе у меня был очень яр­кий учитель биологии, который заинтересовал меня предметом. Я поняла, что это одна из самых выигрышных дисциплин с точ­ки зрения преподавания. Не на­до объяснять детям, зачем она нужна, поскольку биология - это про каждого из нас. Всегда мож­но привести пример из жизни, а наглядные пособия везде и всю­ду. Наверное, каждый учитель считает, что его предмет - один из самых интересных, и я не ис­ключение.
В сфере образования я работаю шестой год. Однако в школу при­шла не сразу. Я окончила биоло­гический факультет университе­та и сначала устроилась в систему дополнительного образования, в детский эколого-биологический центр. Я и сейчас работаю там по совместительству, а еще тружусь в университете на факультете дову­зовской подготовки, готовлю ре­бят к ЕГЭ. В лицей «Престиж» я пришла в прошлом году и сейчас работаю со старшими классами биолого-химического профиля - 10-м и 11-м. На биологию у нас от­ведено пять уроков в неделю.
Знать каждого ребенка
Ребята у меня заинтересован­ные, планирующие связать свою профессию с биологией. У нас сразу сложились те отношения, которые я считаю наиболее пра­вильными.
Многие опытные педагоги уве­рены, что в старших классах био­логия должна преподаваться на углубленном уровне. Здесь уже нет места каким-то игровым мо­ментам, шуткам, простеньким аналогиям. А мне хочется, чтобы педагог, с одной стороны, был вы­сококвалифицированным про­фессионалом, разбирался в про­цессах и методиках и мог доступ­но объяснить любое явление. А с другой - был чужд авторитарно­му преподаванию, когда есть учи­тель, чей авторитет незыблем, и ученик, который по определению стоит на ступень ниже. Мы с ре­бятами дружим, постоянно нахо­димся на связи, у нас огромное ко­личество общих чатов, мы присы­лаем друг другу посты, касающи­еся биологии, ЕГЭ, каких-то ин­тересных жизненных моментов. Они делятся со мной своими про­блемами. Я думаю, это очень важ­но - находиться с учениками на од­ной волне, уметь их понять, под­держать каким-то примером.
Я считаю, учитель должен знать каждого ребенка. Не толь­ко как его зовут и сколько ему лет, а иметь представление о том, какой он: быстро схваты­вает или, наоборот, медлитель­ный, флегматичный или, напро­тив, с легко возбудимой нервной системой. Как он воспринима­ет информацию, работает в кол­лективе, доходит до ответов - все это очень важно. Когда вы обща­етесь вне уроков, ответы на эти вопросы находятся быстрее.
Органоиды в шляпках
Поскольку я заканчивала не пе­дагогический вуз, методиками пре­подавания изначально не владела. Чтобы работать в школе, переква­лифицировалась, получила допол­нительное образование.
Я за простоту подаваемого ма­териала и всегда стараюсь прово­дить понятные для ребят анало­гии из жизни, объяснять какие-то сложные молекулярные механиз­мы максимально доступно. Как бы парадоксально это ни звучало, но, на мой взгляд, самое сложное - это упростить. Привести какие- то примеры, сравнения, поставить перед учениками вопросы, кото­рые, казалось бы, не относятся к те­ме - но только на первый взгляд.
Важно вызывать удивление и наполнять каждый урок такой атрибутикой, которая приводила бы ребят в комфортное состояние. Например, недавно я делала на ин­терактивной доске презентацию про цитологию и строение клет­ки. Каждому органоиду, каждой части клетки я пририсовала какие- то головные уборы - шляпки, кеп­ки, ушанки. С одной стороны, мы разговаривали о достаточно слож­ных вещах, с другой - дети порадо­вались этим атрибутам и благодаря им лучше запомнили материал. Та­кой подход стирает страх перед се­рьезными темами, помогает лучше их понимать.
Про амебу и слона
В проект «Классная тема» я по­пала случайно. В одном из учитель­ских сообществ вконтакте увидела предложение пройти тест по сво­ему предмету. Поскольку я готов­лю детей к ЕГЭ, такие тесты всег­да вызывают у меня интерес. Я его прошла и автоматически попала на страницу, где предлагалось при­крепить видеопрезентацию, рас­сказывающую обо мне как о педа­гоге. Такой ролик у меня был, по­скольку в прошлом году я участво­вала в нескольких профессиональ­ных конкурсах. На тот момент я все еще не понимала, что это за проект. Ролик отправила и благополучно об этом забыла. А по окончании от­борочного тура со мной связались организаторы проекта и пригла­сили в Москву для съемки видеоу­рока. Только тогда я осознала мас­штаб происходящего.
Моя поездка в Москву заняла всего пару дней. Мне довелось по­работать с очень профессиональ­ной командой - продюсерами, ре­жиссерами, операторами. У меня был помощник, научный журна­лист, с которым мы выбрали те­му и составили план урока. Мы решили порассуждать, кто силь­нее, с точки зрения биологии: амеба или слон. Это даже не столь­ко урок, сколько познавательный мини-фильм. Конечно, с неожи­данным финалом - сильнее и вы­носливее оказалась амеба.
Съемки - совершенно новый для меня опыт. Не скажу, что бы­ло очень просто. Все же кинопро­цесс, взаимодействие со съемоч­ной группой, все это «Камера! Свет! Мотор! Поехали!» - крайне непривычная история. Тем более что погрузиться в нее нужно бы­ло очень быстро, буквально сойдя с трапа самолета. Однако у нас все неплохо получилось. Семиминут­ный ролик мы снимали с девяти утра до полуночи. И это учитывая, что почти все получалось с перво­го дубля. Мне рассказывали, что обычно такие съемки длятся ча­сов до трех-четырех ночи.
Из всех полуфиналистов я при­ехала в Москву одной из первых: Самара ближе к столице, чем, на­пример, Бурятия, прилететь про­ще. Поэтому и мой ролик был вы­ложен вконтакте одним из пер­вых, уже 2 сентября. Сначала я побаивалась смотреть видеоуро­ки других участников - опасалась, что мое выступление будет бледно выглядеть на их фоне. Потом пе­реборола себя и поняла, что стра­хи мои необоснованные, все впол­не на уровне. Ролики моих коллег мне тоже понравились, так что, думаю, зрителям будет непросто выбрать, за кого отдать свой голос.
Цель - попасть в финал
Изначально в конкурсе участво­вало шесть тысяч человек со всей России. Это те, кто успешно про­шел тест и отправил видеовизит­ку. В полуфинал отобрали 35 че­ловек, я вошла в это число. С 24 сентября по 1 октября будет ид­ти народное голосование. Семь человек, за которых будет боль­ше всего голосов, выйдут в фи­нал и поедут на гранд-шоу в Мо­скву. Нужно будет на канале «Рос­сия-1» провести урок для пригла­шенных экспертов и зрителей.
Сначала я относилась ко всему этому как к приключению и воз­можности получения нового опы­та. Но когда погрузилась в процесс с головой, зажегся огонек конку­рентной борьбы, появилось жела­ние выйти в финал. Я очень хочу показать всем, что в Самарском ре­гионе есть яркие педагоги, что об­разование у нас находится на до­статочно высоком уровне. И еще что учителя - это не просто «гово­рящие головы», которые ставят двойки и пятерки, а люди творческой профессии, которые ничем  не уступают медийным личностям.

Проголосовать за Станиславу Яницкую можно в группе вконтакте
«#КласснаяТема!»

(с) по материалам издания "Самарская газета" №212 (7225) от 24.09.2022