Эмоциональное здоровье – это состояние, при котором человек чувствует себя и развивается гармонично, находится в равновесии с внешним и внутренним миром. Эмоционально здоровые люди уверены в себе, они быстрее достигают успеха в работе и в личной жизни. Им легче справляться с трудностями, они более устойчивы к стрессу. Они не впадают в панику при появлении проблем, трудностей – они ищут варианты их решения и уверенно идут к своей цели. Такие люди не боятся перемен, они контролируют свои эмоции и управляет настроением.
В рамках Образовательной инициативы Яндекса «Я Учитель» было проведено исследование профессионального выгорания, в котором приняли участие 38 000 педагогов. У 75% опрошенных - ярко выраженные симптомы выгорания, а 38% находятся в его острой фазе — то есть выгорание ощутимо влияет на их качество жизни и способность работать.
Эксперты связывают высокий уровень выгорания учителей в том числе со спецификой помогающих профессий, которые требуют от работников высокого уровня эмпатии и эмоциональной вовлеченности. Это "работа сердца и нервов", как говорил В.А. Сухомлинский. Поэтому важно предотвращать выгорание педагогов и оказывать помощь, если оно уже наступило: обеспечивать поддержку коллег, возможности для развития, организацию отдыха и так далее.
Понимая остроту проблемы и мы, в организациях профсоюза образования Железнодорожного и Советского районов г.о. Самара начали реализацию онлайн проекта «Школа эмоционального здоровья». На курсе психологи и специалисты помогают найти способы борьбы со стрессом, эмоциональным выгоранием, обрести гармонию и эмоциональное здоровье. Ролики находятся в интернет видеоплатформе, продолжительность их 5-10 минут, что позволяет в удобное время с любого устройства посмотреть их, уделив время своему здоровью. Проект позволяет охватить широкую аудиторию членов профсоюза не только Железнодорожного и Советского районов, но и Самарской области.
Данный проект стал победителем конкурса грантов Самарской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Шубнякова Ирина Александровна педагог-психолог высшей квалификационной категории, семейный психолог, член Молодежного совета Кировской районной организации профсоюза образования, лектор проекта «Школа эмоционального здоровья» поделилась своим взглядом на проблему.
Почему меня волнует тема психологической поддержки педагогов?
В начале своей профессиональной деятельности, 6 лет назад, я исследовала компоненты безопасной образовательной среды в рамках диссертационного исследования. После того как мной было проведено тестирование эмоционального выгорания педагогов, один из специалистов задал мне вопрос: «Ну вот у меня плохие показатели, выгорела я, а дальше то что?». А действительно, что дальше? Диагностика не может проводиться только ради диагностики. Именно с этого момента я заинтересовалась всерьез темой восполнения эмоциональных ресурсов педагогов.
Что было сделано моем учреждении?
С 2013 года в МБДОУ «Детский сад № 179» г.о. Самара мы проводим систематическую работу по совершенствованию психологической грамотности педагогов, повышаем уровень знаний педагогов по способам взаимодействия с различными категориями детей, оказываем помощь в осуществлении индивидуального подхода в общении с детьми, развиваем коммуникативные навыки, навыки выхода из конфликтных ситуаций, навыки управления стрессом и эмоциональной саморегуляции. Особое внимание уделяем благоприятной психологической обстановке в коллективе, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности и улучшает психологическое здоровье педагогов. Для этого ежегодно проводим цикл тренингов на тему «Психологическое здоровье педагогов». Также с коллективом проводятся тренинги профилактики эмоционального выгорания с использованием метафорических карт «Мастер Сказок», «Сокровищница жизненных сил».
Почему я участвую в проекте «Школа эмоционального здоровья»?
Не в каждом учреждении проводится работа с педагогами по профилактике эмоционального выгорания и далеко не каждый педагог может позволить себе посещать психолога. Поэтому если я могу повлиять хоть на одного педагога и косвенно через видеоролик помочь кому то, то почему бы и нет. Это ведь важно быть частью чего-то большего, чем твой коллектив. Порой расширение профессиональных связей может сыграть решающую роль и в сохранении своего психологического здоровья. Общение – это ценный ресурс, который, к сожалению, многие недооценивают. Важно доносить информацию для педагогов о том, что эмоциональные процессы могут иметь необратимый характер. Это похоже на правила психогигиены, которые заключаются в исследовании своего диапазона эмоциональной истощаемости и ресурсов, которые не позволят привести к выгоранию.
Проект играет ключевую роль в освещении очень важной проблемы для общественности. Мы не можем игнорировать тот факт, что профессия педагога энергозатратна, требующая личной включенности. Вкладывая ресурсы в развитие личности детей, педагог зачастую остается без ресурсов сам. А ведь у него также есть семья, личная жизнь. Поэтому работу в данном направлении, безусловно, стоит продолжать. И, возможно, даже расширять в рамках проведения психологических встреч, на которых обсуждаются ситуации, требующие психологического вмешательства, проводятся тренинги профилактики эмоционального выгорания, личностного роста и повышения психологической компетентности. На каждой такой встрече можно обучать упражнениям, способствующим поддержанию и укреплению психологического здоровья и благополучию педагогов.
(c) Симашева Лиана Эркиновна, председатель Железнодорожной районной
организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ