Новости

Майя ПИЛЬДЕС: Каждый конкурс – это ожидание открытий

(с) "Учительская Газета" №4(10865) от 26.01.2021 года


Народный учитель России, кавалер ордена Почета, председатель совета академической гимназии №56 г. Санкт-Петербурга Майя Борисовна Пильдес – человек-фейерверк. Там, где она, всегда ярко, феерично и головокружительно интересно. Может, поэтому творческое пространство Всероссийского конкурса «Учитель года» без Майи Пильдес представить трудно. Тем более что Майя Борисовна выступала на конкурсе как в роли эксперта, так и в статусе представителя принимающей стороны. Как говорится, знает о конкурсе практически все, и не понаслышке. Поэтому разговор наш о нем, о любимом, о конкурсе «Учитель года», чем он отличается от других конкурсов, что от него ждет педагогическое сообщество страны.



– Майя Борисовна, понимаю, что сравнивать вообще дело неблагодарное, но все-таки, на ваш взгляд, в чем особенность конкурса «Учитель года»?

– Особенность одна – это главный конкурс среди всех конкурсов, что проводятся в профессиональной педагогике. Не случайно абсолютному победителю присваивается очень высокое звание – «Учитель года». Это, без сомнения, значимая победа, и она ко многому обязывает. Например, она обязывает участников быть достойными, обязывает членов жюри быть понимающими и умеющими оценивать, обязывает СМИ быть умными и дальновидными, рассказывая о лидерах одной из самых главных профессий в мире.

Кроме того, конкурс «Учитель года» проверен временем. Это действительно выбор лучшего учителя страны. И я уверена, за все годы проведения конкурса не было допущено ни одной грубой ошибки. Каждый победитель конкурса – это человек, способный с полным правом называться человеком года.

– По сути, это звезда в педагогике, если выражаться современным телеязыком…

– Вы знаете, я немного о другом. Мне бы хотелось, чтобы мы сумели выделить, найти в ходе конкурса не звезду, а такого учителя, которого можно считать эталоном. Для меня как для руководителя гимназии в течение многих лет очень важно, чтобы моим учителям было на кого равняться. Такого учителя, во-первых, надо определить как эталон, то есть он должен обладать педагогическим, методическим талантом, знать предмет, уметь организовать детей, любить их и вести к успеху, иметь определенный культурный уровень и т. д. А во-вторых, этого учителя нужно показывать всем, чтобы каждый видел этот образец. Мне кажется, благодаря конкурсу это возможно и очень нужно.

– С 2000-х годов вы в судейской команде конкурса. По вашим наблюдениям, какие изменения произошли за эти годы с участниками конкурса?

– Те же изменения, которые коснулись каждого российского учителя, и они неизбежны. Увеличился объем знаний, который сегодня необходим учителю. Этот объем отличается от объема знаний, который требовался на старте этого конкурса, и учитель должен это понимать. Дети становятся сложнее, меняются обстановка, отношение к учителю, возрастают требования к нему. Педагогическое мастерство, методическое мастерство учителя должны развиваться. Уже выросло поколение людей с другой ментальностью, и стоять на месте не получится. Чтобы учить эффективно, мы должны лучше объяснять, использовать новые, современные технологии, больше читать, видеть и т. д.

– Но это ведь никогда не кончится, и учителю придется постоянно подлаживаться под меняющийся мир…

– Так ведь и совершенству нет предела. И потом, педагогики никогда много не будет, ее всегда будет не хватать. Это незыблемо. Мир невозможен без обучения.

– Вы, можно сказать, «конкурсант» с огромным стажем, а какой из конкурсов запомнился особенно?

– Очень трудно сравнивать один конкурс с другим, потому что финалы проходят в разных территориях, у всех разные возможности и разные подходы. Но, конечно, самые запоминающиеся для меня конкурсы – те, что проходили на площадке нашей гимназии №56 в 2008 и 2018 годах. Я там была не просто гостем и членом жюри, а хозяйкой и принимающей стороной. И мне это очень нравилось. Это очень важно и полезно для школы, это большой труд, но если он успешный, то запоминается на всю жизнь. Я радуюсь тому, что, например, в 2018 году организация и проведение конкурса получили очень высокую оценку у коллег, мнением которых я безгранично дорожу.

– Тогда на правах знатока какой совет вы бы дали тем, кто только собирается принимать конкурс «Учитель года»?

– Совет для организаторов лишь один: если четко организовать всю работу и в этом будет участвовать весь город, как это было у нас в 2018 году, то все обязательно получится. Когда весь город как единое целое мобилизует все силы, тогда конкурс становится событием регионального масштаба. Тогда все начинания обречены на успех. Вообще проведение финала конкурса «Учитель года» на территории региона, где живет и работает абсолютный победитель, – это просто подарок. Это становится каким-то масштабным общим проектом, в котором задействованы все – от полиции до органов управления городом. Это грандиозно. И, безусловно, это потрясающее событие для всей педагогической общественности региона.

– Майя Борисовна, а что вы ждете от финала конкурса «Учитель года»?

– Открытий. Я хочу увидеть новое имя в педагогике, ярких учителей, которые потом становятся благодаря в том числе «Учительской газете» постоянно действующим штабом конкурса «Учитель года». Вообще хочу отметить огромный вклад газеты в идеологию, организацию, освещение конкурса. И Петр Григорьевич Положевец, и Ирина Георгиевна Димова – это имена, навеки вписанные в тридцатилетнюю конкурсную историю. Замечательно, что много интересных конкурсных идей было предложено и воплощено в жизнь журналистами главного педагогического издания страны.

Возвращаясь к ожиданиям, опять же я жду открытий с точки зрения организации конкурса. Мне очень нравится знакомиться с мастерством и профессионализмом управленцев. Когда люди умеют хорошо делать свою работу, это не может не радовать. Также я жду удивительных уроков, мастер-классов и классных часов. Конечно, открытий не бывает много, но чем они ценнее и значимее, тем они дольше живут в памяти. Какое это приятное занятие – общаться с открытиями прошлых лет – конкурсантами-победителями! Многие из них – члены жюри конкурса. Это совершенно уникальные учителя и прекрасные люди.

– Майя Борисовна, но ведь бывают и разочарования…

– Я понимаю подтекст, но ответ прост – это конкурс, таковы условия игры, и все 85 регионов не могут быть победителями. Те, кто не победил, должны учиться у других и осознавать, что они видели необычное, уникальное явление – открытие учителя года. Нужно себя бесконечно совершенствовать и радоваться великим возможностям, которые дает такое масштабное явление, как конкурс. Ведь учитель – это не тот, кто учит, а тот, кто всегда учится. Конкурс – это действительно площадка для необыкновенного роста, и этим нужно пользоваться. Конечно, учителя бывают разные, но тот, кто соглашается участвовать в конкурсе, должен понимать, что его будут судить, и кто-то станет первым, а кто-то – не станет. Мы в выборе первых пока не ошибались. Во всяком случае свиста в адрес жюри никогда не слышали, что обнадеживает. И потом я всегда могла доказательно объяснить, если кто-то задавал такой вопрос, почему победил один, а не другой. Хотя вопросы такого рода задают нечасто, и это хорошо, потому что очень сложно при всех пояснять, что и почему. Другой вопрос, что и ты не всегда соглашаешься с мнением коллег-экспертов, но в жюри представлены такие серьезные и уважаемые люди, что не доверять им невозможно.

– А вообще жюрить трудно?

– Очень трудно, потому что возможности у конкурсантов абсолютно разные, и это не зависит от размера школы, территориального проживания участника и т. д. Есть очень талантливые люди в глубинке, а есть люди из больших городов, которые безграмотно пишут на доске и делают серьезные речевые ошибки. Я всегда это воспринимаю как личную трагедию. Значит, регион просмотрел, пропустил безграмотность учителя. Хотя я прекрасно понимаю, что обеспечить участие учителя в таком конкурсе для каждого региона очень сложно, и не в деньгах дело. Дело в том, что учитель по сути своей привык сам ставить оценки детям, а здесь получает оценки он. И каждый по-разному реагирует на это. Но на любом конкурсе видно, что каждый регион очень старается. Я ни разу не видела, извините, наплевательского отношения. Все регионы действительно выкладываются по полной, и это достойно уважения.

– Майя Борисовна, ваша гимназия дважды принимала участников конкурса «Учитель года». А что было важным для учителей гимназии: себя показать или других посмотреть?

– Понимаете, гимназия №56 – это такой тренированный и отобранный коллектив, где много настоящих мастеров своего дела, но мы в первую очередь очень переживали и радовались за наших учеников, которые оказались достойны тех учителей, которые к ним приехали. Учителя были разные, и уроки случались неудачные, но дети всех поддерживали. Относительно отношения детей и состояния школы мы услышали только комплименты. Так что наши учителя прежде всего гордились подготовкой учеников, своей школой, кабинетами, атмосферой.

В то же время конкурс был реальной проверкой для нас. Почувствуют ли приезжие учителя внутренний мир школы, совпадут ли с нами, пойдут ли наши дети с ними по одной дороге? Такие совпадения произошли у многих прекрасных учителей-конкурсантов. К слову, с победителем того года, с историком Алиханом Динаевым, наши дети до сих пор переписываются. Он тогда моментально считал гимназический уклад, почувствовал класс, понял, как нужно работать с этими детьми. Это действительно было похоже на какое-то волшебство. Педагогика – это, конечно, особый талант. Учитель – это человек, как говорят, поцелованный Богом в темечко. Другого не дано. К счастью, таких вот поцелованных приезжает каждый раз 85 человек, и тогда конкурс становится праздником. Невероятно красивым и незабываемым.

 

Досье «УГ»

Майя Пильдес является членом Общественного совета Министерства просвещения Российской Федерации, членом Координационного совета Всероссийского педагогического собрания.

С 1990 года руководила гимназией №56 Петроградского района. В 2002 году гимназия №56 стала крупнейшим в Северо-Западном регионе образовательным комплексом, включающим в себя дошкольное отделение, две начальные школы, среднюю и старшую школы, центр дополнительного образования и психолого-педагогический медико-социальный центр. В 2004 и 2007 годах гимназия №56 становилась победителем конкурса «Лучшие школы России». В 2006, 2007, 2008 и 2009 годах гимназия №56 становилась победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а в 2018-м стала абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Успешная школа».