Правовая работа

Об учете стажа в государствах-членах ЕАЭС при назначении пенсии в Российской Федерации

20 декабря 2019 года между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 1 января 2021 года.

Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию с соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 1 января 2021 года.

Относительно стажа работы до 1 января 2021 года Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации — Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.

Так, за стаж работы на территориях республик Казахстан, Кыргыстан, Армения до 1 января 2002 года и бывших союзных республиках (Казахской, Киргизской, Армянской), в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды работы после 1 января 2002 года учитываются в страховой стаж при определении права на пенсию.

За стаж работы на территории Республики Беларусь до 1 января 2021 года и вывшей Белорусской ССР, в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 13.03.1992, будет Российская Федерация, а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после указанной даты — Республика Беларусь.

Переходные положения Соглашения ЕАЭС будут применяться государствами-членами до того момента, пока у трудящегося будет иметься стаж работы на территории государств-членов до 1 января 2021 года.

Стаж работы в СССР и государствах СНГ с 2023 года больше не будет учитываться при назначении пенсии

Документ: Федеральный закон от 11.06.2022 № 175-ФЗ

Комментарий

Порядок учета трудового стажа, приобретенного в период существования СССР, в целях назначения пенсии в настоящее время регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение). Оно было подписано в г. Москве и вступило в силу 13 марта 1992 года.

Участниками Соглашения являются: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Соглашением предусмотрено, что пенсии назначаются и выплачиваются государством, на территории которого проживает гражданин, достигший пенсионного возраста. При этом учитывается стаж за период работы в государстве – участнике Соглашения, а также на территории бывшего СССР за период до 13.03.1992.

В соответствии с Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ Россия перестает быть участником указанного Соглашения. В пояснительной записке к закону сказано, что нормы Соглашения перестают действовать для РФ с 01.01.2023. Это означает, что стаж, заработанный в СССР, а также государствах СНГ, при назначении пенсии на территории России начиная с 01.01.2023 года учитываться не будет.

Как следует из пояснительной записки, такие меры обусловлены тем, что Соглашение действует уже 30 лет. С момента его ратификации изменились нормы пенсионного законодательства. Теперь при назначении пенсии учитывается не только стаж, но и величина уплаченных за физлицо страховых взносов.

Кроме того, часто встречаются случаи, когда гражданин определенную часть времени отработал на территории государства – члена Соглашения, а на момент назначения пенсии проживает уже в России. В подобной ситуации расходы, связанные с выплатой пенсии, несет только РФ без получения какой-либо компенсации таких затрат со стороны государства-члена.

Законодатели отметили, что уже назначенные по правилам Соглашения пенсии пересчитываться не будут.

Также сказано, что в настоящее время заключаются двусторонние договоры с государствами-членами Соглашения, которые основаны на принципе "экспорта пенсий". Это означает, что расходы по выплате пенсий государства будут нести пропорционально величине пенсионных прав, приобретенных физлицом на территории каждого из них. Новые соглашения уже подписаны между Россией, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Киргизией (в рамках ЕАЭС), а также между Россией и Таджикистаном. С Молдавией и Узбекистаном пока ведутся переговоры.

В каждой стране считают по-своему
Минтруд о новом порядке начисления пенсий гражданам СНГ: каждая страна платит за свой стаж.

На замену идеологически и законодательно устаревшему соглашению СНГ по пенсиям придут двусторонние и многосторонние договоры, отвечающие пенсионным законодательствам стран-подписантов. В конце мая текущего года Государственная дума РФ денонсировала соглашение образца 1992 года о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения.

Данное соглашение перестанет действовать с 1 января 2023 года. Это решение власти приняли, чтобы снизить социальную нагрузку на россиян и не выплачивать пенсии лицам, не имеющим или имеющим минимальный стаж работы в СССР и не внесшим вклад в развитие экономики России. По расчетам властей, такая мера позволит до 2025 года сэкономить 2,2 млрд руб. бюджетных денег.

Согласно соглашению СНГ, пенсию для граждан этих государств назначают, учитывая весь трудовой стаж в СССР, а после его распада — и стаж, заработанный на территории стран СНГ.

Платит же пенсию то государство, где человек живет, без взаимных расчетов между странами.

Выход России из соглашения о пенсиях вызвал широкую амплитуду мнений — от одобрения граждан России до недопонимания тех, кто, например, будучи переселенцем, стал гражданами России сравнительно недавно.

Media-MIG получил от Минтруда РФ разъяснение о новом порядке пенсионных начислений на прошедшей недавно научно-практической конференции по проблемам признания в РФ иностранных дипломов, квалификации и страхового стажа соотечественников.

Светлана Пархоменко, референт отдела стран СНГ Департамента правовой, законопроектной и международной деятельности Минтруда России развеяла недопонимание, вызванное переходом от территориального принципа формирований пенсии к пропорциональному. По ее словам, 30 лет назад соглашение о гарантиях прав пенсионного обеспечения граждан имело конкретные задачи.

По словам эксперта, после распада Советского Союза необходимо было сохранить те пенсионные права, которые граждане на постсоветском пространстве приобрели, работая по единому законодательству, в том числе и пенсионному, которое было одинаковое во всех союзных республиках. По прошествии 30 лет соглашение о пенсиях в СНГ выполнило свою основную задачу по учету стажа, который приходился на период СССР.

Сейчас соглашение не дает в полном объеме реализовать пенсионные права граждан, которые работали в той или иной республике и переселились впоследствии на территорию РФ. Причина — в разной пенсионной системе стран СНГ с разным уровнем пенсий и возрастом выхода на пенсию. Важным фактором является многократное превышение миграционных потоков в РФ по сравнению с оттоком россиян в страны исхода мигрантов.

Объясняя, почему Россия приняла такое решение, эксперт выделила основные недостатки соглашения СНГ. Разное пенсионное законодательство в странах. Например, пенсионная система Казахстана имеет только накопительную составляющую и гражданин этой республики отчисляет 10% из своих доходов. Такие пенсионные накопления являются собственностью граждан Казахстана. Выезжая из страны, гражданин Казахстана в любом случае реализует свое право на пенсию от Казахстана.

«Во многих государствах: Казахстане, Молдове, Армении институты досрочных пенсий были отменены. Там люди не выходят на пенсию, отработав 25 лет педагогом, как в России».

Другая картина в Киргизии, Армении, Белоруссии. Работающий в этих странах платил страховой взнос в систему этих государств, а при переезде человека в нашу страну, Россия брала на себя обязательства за зарубежный стаж. За стаж, который приходится до 1991 года и стаж после распада СССР.

«В каждом государстве постсоветского пространства был введен персонифицированный учет, где отражаются все заработанные пенсионные права граждан. В РФ персонифицированный учет в полном объеме стал работать с 2002 года. Начиная с 1 января 2002 года размер пенсии зависит от объема уплаченных страховых взносов. Поэтому, согласно пенсионному законодательству РФ, право на пенсию приезжающие к нам иностранцы имеют в случае подтверждения уплаты страховых взносов в бюджет страны, где человек работал.

Для определения размера пенсии мы учитываем стаж только в случае уплаты страховых взносов в бюджет пенсионного фонда России, т. е. до 1 января 2002 года. После 2002 года прошло уже 20 лет, поэтому люди при переезде в РФ в неполном объеме получают российскую пенсию.

Вторая ситуация — когда граждане по российскому законодательству имеют право на назначение одновременно двух пенсий. Это родители погибших военнослужащих, военнослужащие, получившие инвалидность в результате военной травмы. При выезде из РФ они получают пенсию, как и постоянно проживающие. При переезде в Армению или Казахстан, где законодательно нет двух пенсий, россиянин теряет в размере пенсии», — разъяснил представитель Минтруда.

«И граждане РФ не всегда приобретают право на пенсию, у кого-то страхового стажа не хватает, у кого-то — величины ИПК. Поэтому неверно говорить о том, что Россия поголовно не назначает пенсии тем, кто к нам приезжает из бывших союзных республик».

Еще одним недостатком в соглашении СНГ было отсутствие такого понятия, как «экспорт пенсии». В России очень много трудовых мигрантов, которые, легально трудоустроившись, выплачивают в российскую пенсионную систему страховые взносы. Поработав какое-то время, они уезжают в свои страны проживания. Соглашение СНГ не дает возможности экспортировать пенсию в государство исхода.

Исходя из этих минусов, а также учитывая, что РФ очень активно развивает международное сотрудничество по защите и сохранению пенсионных прав, Россия перешла с 2012 года на порядок, при котором каждая страна назначает и выплачивает пенсию только за тот стаж, который был приобретен на ее территории. Для функционирования работы пенсионных систем наших стран в актуальных условиях заключаются новые соглашения, вытесняя устаревшие. Пенсионные системы стран ЕАЭС уже работают согласно новым договорам.

«У нас с 1 января 2021 года действуют пятисторонние соглашения в рамках ЕАЭС, под которые попадают граждане Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России.

Согласно этим соглашениям, начиная с 1 января 2021 года пенсию за стаж назначает государство, где человек работал и потом эту часть пенсии экспортирует в то государство, где человек проживает. До 1 января 2021 года мы руководствуемся соглашением СНГ, а с Белоруссией мы руководствуемся договором от 2006 года о социальном обеспечении с республикой Беларусь.

После выхода из соглашения СНГ с 1 января 2023 года РФ при подтверждении периода работы на территории стран — участниц ЕАЭС будет учитывать эти периоды до 2002 года для определения размера пенсии. Т. е. те обязательства, что Россия взяла на себя, она так и будет нести», — резюмировала Светлана Пархоменко.

Денонсация соглашения подстегнула наших соседей, не входящих в ЕАЭС, к заключению новых пенсионных соглашений. В апреле текущего года РФ подписала новый договор с Азербайджаном. С Молдавией двусторонний договор, где каждая страна платит только за свой стаж, находится на стадии завершения. Интенсивные переговоры идут с Узбекистаном.

С теми странами — участницами СНГ, с кем РФ не успеет до 1 января 2023 года заключить пенсионные соглашения, стаж и все страховые взносы, заработанные на территории РФ, будут учитываться по российскому законодательству.

Много вопросов вызывает и невозможность в настоящий момент прорабатывать двустороннее соглашение с Украиной. Как обстоят дела в праве на пенсию граждан этой страны, рассказал Олег Полохов — начальник Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей и сферы ответственности Пенсионного фонда РФ:

«С Украиной вопрос сложный, и он в том числе и политический. Отсутствие договорных отношений предполагает реализацию права на пенсию на национальному законодательству. Соответственно, мы такому гражданину назначим по своему законодательству, независимо от назначений пенсии Украиной. Отмечу, что мы не будем платить в силу ст. 13 Федерального закона № 400 за тот стаж, за который уже кто-то будет платить. Например, мы учли какой-то советский период при установлении своей пенсии. Если Украина его тоже учтет, нужно будет с этим как-то определиться».

При этом чиновник ПФ РФ рассказал об обязательствах перед гражданами ЛДНР: «В настоящий момент в отношении лиц, которые прибывают сейчас с территории ЛДНР, мы применяем соглашения СНГ, хотя они, будучи признанными Россией независимыми государствами, не являются участниками соглашения СНГ».

Еще одна страна, с кем пока не удается заключить двустороннее соглашение — Туркмения.

«Туркменистан — закрытая страна. В 2018 году было внесено предложение перейти с Россией на двустороннее соглашение, но ответа до сих пор мы не получили. Из Туркменистана приезжает к нам очень мало граждан, а из России никто не едет вообще», — добавил представитель Минтруда.

«Переход на двустороннее или многостороннее сотрудничество идет только на пользу гражданам, в том числе и тем, кто приезжает в Россию, т. к. их пенсионные права будут учитываться в полном объеме. Каждая страна платит за свой стаж: Россия платит за свой „кусочек“, Узбекистан, Таджикистан или Армения заплатит за свой».
2024-01-25 12:04